«ЯЗЫК РОДНОЙ – ДРУЖИ СО МНОЙ»
18 декабря специалист Сахалинской областной детской библиотеки провела для подростков и молодежи Центра трудоустройства и досуга АНО «Сами» тематический час «Я зык родной – дружи со мной», посвящённый Дню Наума Грамотника.
День пророка Наума в нашей стране отмечается 14 декабря. На Руси его почитали помощником в получении знаний (Наум от слова ум), отчего и прозвали его Грамотником. В день святого Наума поднимали детей рано и приговаривали:
Просыпайтесь ранехонько,
Умывайтесь белехонько,
В божью церковь собирайтесь!
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь -
До всего дойдете:
Святой Наум наставит на ум.

Участники мероприятия познакомились с историей праздника, узнали, почему именно с этого дня в селах, деревнях и небольших городках детей начинали учить грамоте. С одной стороны, для крестьянских детей это было наиболее удобное время, чтобы овладеть азами счета и чтения: урожай собран, подростковой и детской работы в доме практически нет, на улице морозно, целыми днями приходится сидеть в доме, где душно, тесно, вечно попадаешь кому-нибудь под руку. А грамотный человек нужен в каждой семье. С другой стороны, начало занятий приурочили именно к первому дню декабря (по старому стилю), потому что покровителя дня (святого Наума) народные «языковеды» напрямую связывали с учением. Ведь его имя производится от слова «ум».
На занятии вспомнили пословицы и поговорки об учении. Не остался без внимания важный труд русского писателя Владимира Даля – собрание пословиц и поговорок русского языка. Грамоте и учению в сборнике отведено более 30 страниц, где размещено около 1 100 поговорок, пословиц и выражений на эту тему (хотя их на самом деле намного больше).

Девушки и юноши выполняли задания «Собери и продолжи пословицы», «Переведи с русского на русский», во время которого давали современные определения старорусским слова, в задании «Тарабарский язык» на примере стихотворения из «Алисы в Стране Чудес» Л. Кэрролла определяли части речи: глагол, существительное и прилагательное. Также ребята продемонстрировали хороший словарный запас, играя в анаграмму на слово «Грамотей».

Во время творческой части занятия участники изготовили аппликацию «Умная совушка», ведь во многих народных сказках сова – мудрая птица. В завершение слушатели узнали, как появилось слово «однокашники». Оказывается, в старину, когда заканчивался какой-то раздел учебы, мама одного из учеников варила кашу, складывала её в горшочек, который ученик приносил в класс и отдавал учителю. Кашу ставили на стол, все ученики, каждый своей ложкой, по очереди ели, и после этого они назывались однокашниками.
Оставить сообщение: