ДЯДЯ ГИЛЯЙ
Дядя Гиляй – так называли Владимира Алексеевича Гиляровского (1855-1935), знатока московской истории и быта, журналиста и писателя. Среди его знакомых были и знаменитые люди – режиссёры, актёры, писатели, и простые москвичи – извозчики, лавочники, пожарные. Дядю Гиляя знали и уважали даже представители московского «дна» – бродяги, нищие. Хотя родился Гиляровский в Вологодской губернии.
Секрет Владимира Гиляровского заключался в его удивительном обаянии. Внешность, манера поведения, поступки – все это подкупало окружающих. Общительный и весёлый, щедрый и добрый, необыкновенно любопытный к жизни, он и внешне был яркой фигурой: богатырское сложение, крупные черты лица, большие умные проницательные глаза, пышные усы. По отцовской и материнской линиям род Гиляровского восходил к запорожским казакам. Владимир Гиляровский получил хорошее мужское воспитание, он вырос настоящим русским богатырём.
Жизнь В. А. Гиляровского похожа на приключенческий роман. Восемнадцатилетним юношей он покидает родительский дом и странствует по стране долгих 10 лет. Этот период жизни дал ему неповторимый опыт и неизгладимые впечатления. Он успел попробовать себя в самых разных профессиях: был бурлаком на Волге, рабочим на заводе, объездчиком лошадей, циркачам, борцом, актёром, знатоком конского спорта. У него имелся значок «почётного пожарника» и пропуск, дававший право ездить на пожарном обозе. Он успел и повоевать, за доблесть и храбрость в русско-турецкой войне был награждён Георгиевским крестом.
В. А. Гиляровский никогда не терялся и не сгибался ни перед какими ударами жизни. Она закалила его и воспитала как человека необычайно разностороннего и исключительно трудолюбивого.
Но больше всего Владимир Гиляровский хотел описывать то, что он видел вокруг. И он становится журналистом, а вскоре – самым известным московским репортёром. Москвичи узнавали от него, что происходит в разных уголках города. Дядя Гиляй писал только о том, что хорошо знал. Он писал репортажи непосредственно с места события, стремился туда, где труднее, писал не только о происшествиях и сенсациях, но и о людях.
Владимир Гиляровский любил Москву. «Никто из писателей не знал так всесторонне Москву, как Гиляровский. Было удивительно, как может память одного человека сохранять столько историй о людях, улицах, рынках, церквах, площадях, театрах, садах, почти о каждом трактире старой Москвы… О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва». Невозможно представить себе Москву конца девятнадцатого и начала двадцатого века без Гиляровского, как невозможно ее представить без Художественного театра, Шаляпина и Третьяковской галереи (Паустовский К. «Дядя Гиляй»).

Главная книга его жизни – «Москва и москвичи», над которой он работал около 20 лет. Это увлекательная энциклопедия жизни старой Москвы, рассказывающая о столице России и ее жителях. Никто так подробно не описал быт самых разных слоёв населения Москвы.
«Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы… Не важно – много ли они, или мало написали. Важно, что они жили, что вокруг них кипела литературная и общественная жизнь, что вся современная им история страны преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой своё время.
Таким был Владимир Александрович Гиляровский – поэт, писатель, знаток Москвы и России, человек большого сердца, чистейший образец талантливости нашего народа» (Паустовский К. «Дядя Гиляй»).
Интересные факты из жизни В. А. Гиляровского

Однажды В. А. Гиляровский приехал на побывку к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. Отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал кочергу.

Когда К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко собирались ставить пьесу «На дне», Гиляровский организовал для них экскурсию по «дну» московскому – на жуткую, разбойничью в то время Хитровку. А там защитил экскурсантов от разбойников.

Именно его русский художник И. Е. Репин изобразил в образе одного из героев знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

В. А. Гиляровский позировал русскому скульптору В. А. Андрееву для барельефа Тараса Бульбы на памятник Н. В. Гоголю.
Оставить сообщение: