18+
Специальная версия
Рекламный баннер 990x90px top

220 лет с начала первой в истории Российского флота

20:26 07.08.2023 16+
220 лет с начала первой в истории Российского флота

кругосветной экспедиции (1803 – 1806) под командованием

И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского

Сегодня, когда на карте мира почти не осталось белых пятен, нам трудно понять, как трудны и опасны были дальние морские путешествия, в результате которых открывали новые земли. Зачем моряки уплывали в неизвестность? Не ради же любопытства или славы… Все верно, причины были в первую очередь экономические. Торговля с другими странами давала возможность получать редкие и ценные товары: золото, серебро и драгоценные камни, пряности, чай, фарфор, меха.

«Русские мореплаватели отстали с кругосветными путешествиями почти на 300 лет.

Когда Магеллан огибал мыс Горн, русские отбивались от войск крымского хана Мухаммед-Гирея. Когда Фрэнсис Дрейк вёл свои корабли вокруг света, русским пришлось воевать с польским королём Стефаном Баторием. Когда пошёл в кругосветку пират Кавендиш, на Руси начались восстания против Бориса Годунова. Да и флота у России не было. Ходили по северным морям рыбацкие и торговые суда жителей Архангельского края и Новгородчины. Вокруг света на них не отправишься». (4, С. [81–82])

Но в начале XIX века в России уже и корабли были хорошие, и моряки умелые. А главное – появилась необходимость в дальних путешествиях.

Первая кругосветка 1803–1806 годов должна была выполнить несколько задач. Во-первых, привезти всё нужное в Русскую Америку. Земли на Аляске, Северной Калифорнии и на Алеутских островах принадлежали русским. И пока туда через всю Сибирь в Охотск везли товары, их цена возрастала в десятки раз!

Во-вторых, нужно было проверить возможность прямой продажи мехов из Русской Америки (Аляски) в Китай, а ещё – доставить в Японию русское посольство. В те времена Япония и Россия не имели никаких дипломатических отношений, хотя были соседями.

И, наконец, предстояло решить различные научные задачи: исследовать дальневосточное побережье России, уточнить карты, измерить глубины морей, температуру воды и морских течений, открыть новые острова, описать их природный мир и быт местных жителей.

7 августа 1803 года шлюпы «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. Начальник экспедиции Иван Фёдорович Крузенштерн был капитаном «Надежды», его товарищ по учёбе в Морском кадетском корпусе Юрий Фёдорович Лисянский – «Невы». Отличный тандем опытных, образованных, храбрых и преданных интересам России офицеров.

«Им предстояло пройти по Атлантике, впервые в истории российского флота пересечь экватор, обогнуть Южную Америку, выйти в Тихий океан и подняться к северной его части, чтобы проложить путь к самым дальним российским владениям – Русской Америке. Затем корабли должны были миновать берега Азии, выйти в Индийский океан, обогнуть Африку, Европу вернуться в Кронштадт». (6, С. 46)

В плавание отправились учёные-географы, натуралисты, а также русский посол Николай Резанов, которому было поручено установить дипломатические отношения с Японией. Попытка оказалась безуспешной: не приняли ни посланника, ни даже подарков. Японский император передал ему грамоту, в которой русским запрещалось даже подходить к берегам Японии. В ту эпоху страна вела политику самоизоляции, в японский порт Нагасаки иногда пропускали только голландские корабли.

Более подробно https://clck.ru/35EAS8



1458

Оставить сообщение:

Рекламный баннер 468x60px posleobjav
ФОТОГАЛЕРЕЯ
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x250px rightblock